Адрес: Москва, проспект Мира, д.101 В, стр.1, третий этаж  Подробнее
Деканат, тел.: 8 (495) 616-37-01
   

Институт практического востоковедения

 

Амазонки с бутылочкой туши

ГлавнаяОб институтеПресса о нас

Мастера каллиграфии предлагают видеть в обнаженной девушке красивую букву

Каллиграфия - практический навык или искусство? Где научиться красиво выводить буквы. Цены и рекомендации.

Многие помнят уроки чистописания в советских школах. У особо прилежных есть грамота «За красивый почерк». Шутка или нет, а умение красиво писать – большой плюс для образованного человека. Британским медикам отвратительный почерк вышел боком. Каракули в медицинских картах влекли за собой ошибки, а последующие судебные процессы влетали системе здравоохранения в копеечку. Впрочем, исправление плохого почерка – всего лишь ремесло, а настоящая каллиграфия – целое искусство. Востоковеды с успехом разбирают рукописи, декоративные надписи на вазах и ширмах. На основе рукописных образцов графики создают компьютерные шрифты. Художники, научившиеся выводить иероглифы или древнерусскую вязь, пишут по этой канве картины, эскизы для оформления зданий или эксклюзивных татуировок. Овладеть модным искусством в Москве не составляет труда, надо лишь выбрать курсы себе по вкусу.

Охота на буквы

Помимо занятий плакатом, книжно-журнальным дизайном и станковой графикой отечественный гуру каллиграфии Евгений Добровинский ведет курс в Высшей академической школе графического дизайна. Он называет каллиграфию делом избранных, проводя аналогию с кропотливым трудом средневекового летописца. В его группе не более пяти человек, и он неохотно берет новых студиозусов. В основном это практикующие дизайнеры-графики в возрасте 25–35 лет. Каллиграфический талант Добровинский приравнивает к музыкальному слуху, определяя его по тому, как человек держит в руке перо. Практические занятия плотно связаны с историей и теорией: ученики копируют рукописи, орудуя широким плоским пером, специальной авторучкой либо плоским фломастером. В последнее время больше внимания отдается серии херсонесских каллиграфических школ и свободной импровизации. Так, ученикам предлагают описать букву, как если бы они видели ее в первый раз, читают занимательные лекции о происхождении букв кириллицы, заставляют делать молниеносные наброски с обнаженных моделей, изображающих букву.

Мастера западной школы – голландцы Бас Якобс и Аким Хельмлинг часто проводят каллиграфические мастер-классы в России. Окончив Королевскую академию искусств в Гааге, они разъезжают по миру, давая уроки по искусству шрифтового дизайна. Они объясняют принципы устройства шрифтов, развивая творческое мышление участников. В 2005 году в рамках Фестиваля DeArt они провели занимательный семинар: группа из 20 человек ходила по Москве и фотографировала буквы, находя их в совершенно неожиданных предметах, формах и объектах.

С кистью наперевес

Интерес к восточной культуре в Москве не ослабевает. Доказательство – рождение новой школы китайской каллиграфии в Клубе чайной культуры в саду «Эрмитаж». Пользуясь дружбой с Пекинским университетом, клуб пригласил почетного мастера каллиграфии, члена Китайского общества парных надписей Чэнь Вэнь-Фу. Доброжелательный китаец приглашает на занятия всех от мала до велика. В уютной комнатке клуба – резные столики и стульчики темного дерева, алтарь с горящим огоньком, на стенах – картины и свитки с изображением иероглифов. На столики кладут свернутые циновки – там хранятся кисти, ставят бутылки с китайской тушью и блюдечки для ее разведения. Появляются стопки листков с образцами иероглифов. Это, по сути, идеограммы, схематично изображающие дерево, траву, собаку, человека. Девушке-новичку дают листок желтоватой бумаги и кисть. Согнув руку и держа ее на весу (кисточка перпендикулярно бумаге), она упорно выводит горизонтальные полоски, заботясь о том, чтобы все они были ровны, без разрывов и утолщений…

Чэнь Вэнь-Фу учит, что китайская каллиграфия – лишь часть комплекса наук, в который входят боевые искусства, литература, живопись, танец… Дерни за ниточку – вытянешь клубок. В Китае детей с малых лет приобщают к каллиграфии. Медитативное занятие развивает в человеке усидчивость и настойчивость. Как дыхательная гимнастика, оно регулирует энергетические потоки и способствует самопогружению, что в любом случае полезно для здоровья и продления жизни. Чэнь Вэнь-Фу весело замечает, что русские – очень способные ученики, и он мечтает отвезти лучших в Пекин на чемпионат по каллиграфии.

Если хочется овладеть китайской каллиграфией в рамках фэн-шуй, то можно пойти в Центр Императорского фэн-шуй, где занятия проводит другой китайский мастер, специалист по древнекитайскому языку Вэй Го. Уже давно работают курсы при Институте практического востоковедения под началом китаеведа Константина Агеева. Там люди так же, как в Клубе Чайной культуры, пьют чай, пишут тексты из «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, сочиняют благопожелательные надписи и поздравления.

Ниндзя за партой

Все веселее, чем выводить палочки и петельки в линованной тетрадке. И девочкам потом в альбомы всякие многозначительные сентенции можно писать.Страна восходящего солнца тоже оазис каллиграфии. Уже четвертый год в Москве работает женская школа «Куноити». Здесь японская каллиграфия подана под соусом традиционного японского боевого искусства женщин-воинов ниндзюцу «Сато-рю». Наряду с японским языком здесь изучают бой ниндзя без использования оружия. Обучение в школе бесплатное, но для поступления нужно быть готовым морально и физически. Берут туда амазонок от 15 до 30 лет. В школе «Куноити» проходят каллиграфию «Сёдо», зародившуюся в Древнем Китае. В группах из десяти человек учитель с Окинавы учит рисовать тремя стилями: «Кайшо» – квадратные иероглифы, «Гёшо» – полукурсив и «Сошо» – скоростное написание в несколько движений.

В Центре изучения японской культуры при МЭИ проходят уроки под руководством японца Аки-сэнсэя. На первых же занятиях можно узнать каллиграфический словарик, который гласит, что фудэоки – подставка для кисти, суйтэки – баночка для воды, ин – печать, а ситадзики – коврик под бумагу. Затем – о четырех китах японской каллиграфии: фудэ – кисть, судзури – тушница, суми – сухая тушь, ханси – бумага для каллиграфии. Эти предметы мастера берегли как зеницу ока. Суми готовили из пережженных смол тунгового дерева и сосны. Обработанную смоляную сажу прессовали в бруски и выдерживали до года. Купив дорогой сорт туши, японец так берег ее, что зачастую тушь переживала его. Древние говорили: «Если человек не сотрет тушь, то тушь сотрет его».

Где научиться каллиграфии

Название курса Длительность Стоимость
Частный урок у Евгения Добровинского - 50–60 долл./занятие
Творческий семинар Евгения Добровинского и Юрия Гулитова по знакообразованию и проектной каллиграфии «Знак воды» - 350 долл. + 20 долл./день за проживание
Мастер-класс Баса Якоба и Акима Хёльмлинга 3 дня 150 долл.
Школа китайской каллиграфии в Клубе чайной культуры в саду «Эрмитаж» - 300 руб./занятие
Курсы китайской каллиграфии в Центре императорского фэн-шуй 9 месяцев 3000 руб./мес.
Курсы китайской каллиграфии при Институте практического востоковедения - 300 руб./занятие или 1000 руб./мес.
Курс японской каллиграфии «Сёдо» в женской школе «Куноити» базовый курс 2 года бесплатно

Елена Семенова
Независимая газета
28.06.2006

ПОИСК
карта сайта

Мероприятия в текущем учебном году


Арабские страны
Бирма
Вьетнам
Индия
Индонезия
Камбоджа
Китай
Корея
Малайзия
Прочие вопросы
Япония
©2000-2017 «Институт практического востоковедения» - изучение китайского, японского, арабского языка.

Разработка и дизайн BTV-info.
Rambler's Top100
«Институт практического востоковедения»
Москва, проспект Мира, д.101 В, стр.1, третий этаж
Деканат: 8 (495) 616-37-01
E-mail: info@iposmsk.ru - учебная часть

Московская международная академия